«Несадовский» ребенок

Психология. Дети. Детский сад.

Слезы, истерики, нежелание идти в детский сад… Что это – каприз ребенка, который скоро пройдет или есть более глубинные причины для такого поведения, обусловленные психическими особенностями ребенка? Увы, не всем мальчикам и девочкам везет с молодыми, здоровыми бабушками-пенсионерками, готовыми самоотверженно бросаться на амбразуру дошкольного воспитания. Большинство вынуждено формировать свой характер, подчиняясь законам детского коллектива под чутким руководством профессиональной воспитательницы. И, что греха таить, все мы знаем, что детский сад порой становится первой школой выживания для малышей.

…ИРА стояла у забора детского сада, обхватив двумя руками прутья, и плакала. «Что ты плачешь, девочка?» — спросила ее проходившая мимо женщина. «Я хочу к маме», — тихо ответила та. «Ира, отойди от забора!» — окликнула воспитательница. Девочка послушно ушла в беседку и села на лавочку…

Практически в каждой группе есть такой ребенок. Он не играет в игрушки, ни с кем не общается и почти все время толчется у дверей в ожидании родителей. Это несадовский ребенок. Нередко мамы, решая отдать двухлетнее чадо в детский сад, рассуждают так: «В саду ему будет лучше, там дети, игрушки, профессиональные воспитатели. А со мной он только по магазинам ходит». Однако далеко не все дети в раннем возрасте способны адаптироваться к условиям детского сада.

Трудности возникают прежде всего у так называемых детей-«липучек». Они и дома ходят, держась за мамину юбку. Их страх остаться одному сродни взрослой клаустрофобии — чаще всего это врожденная, унаследованная от родителей черта. Тревожность также может быть связана с незначительными органическими нарушениями головного мозга, полученными во время родов. Для таких детей любая разлука с матерью — настоящая трагедия. Но не стоит отчаиваться: к четырем годам «липучки», как правило, выравниваются, а к пяти-шести становятся общительными и хорошо вписываются в детский коллектив. Так что не спешите перевоспитать тревожного ребенка, сдав его в детский сад. У тревожных детей может даже повышаться температура и появляться другие болезненные симптомы на «нервной почве». Если вам очень надо вернуться на работу, то проблему решит няня. Пусть сначала приходит и занимается с ребенком в вашем присутствии (чтобы привык воспринимать ее как своего человека в доме), потом вы сможете оставлять малыша с ней, уходя на работу.

К «несадовским» относятся также дети с аутичными чертами. Они могут часами самостоятельно играть, не обращая ни на кого внимания, что очень удобно для родителей. Однако стоит вывести такого ребенка из привычной обстановки, как он начинает метаться, как зверь в клетке, испытывая настоящий животный страх. Такому ребенку просто необходима мать. Передавая ему свои положительные эмоции и лаская, только она способна выровнять очень сложный тип личности — шизоидный, который зарождается в ее маленьком ребенке. Если же ваш ребенок не относится к этим психологическим типам, это совсем не значит, что у него не будет проблем с адаптацией в детском саду. Вот несколько советов, которые помогут вам подготовить ребенка к его первому этапу жизни в обществе:

— Заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих сад, делитесь своим личным опытом.
— Ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к нему за помощью. Имя-отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
— Не стоит срочно, перед поступлением в садик, обучать ребенка каким-либо приемам самообслуживания. Что есть, то есть. Умение самостоятельно одеваться, есть и ходить в туалет — не самое главное, эти навыки сформируются очень быстро, да и для воспитателя ваш ребенок не первый, кто не умеет сам надевать ботинки. А вот переживаний малышу вы прибавите. Учите ребенка решать проблемы по мере их поступления, а не заранее о них волноваться.
— Обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках. Не бойтесь быть назойливыми. Скажем, если ребенок может намочить постель во время тихого часа, не скрывайте этого, мол, сама разберется. То же самое с едой. Если ребенок действительно не переносит какую-то пищу, она вызывает у него рвоту, лучше предупредить об этом.
— Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя первый раз своего ребенка в сад, ведут себя так, как будто провожают сына на фронт. Если вы будете уверены в своих действиях, то и ребенок будет спокоен.

Грибова Нина, психолог

Благодарю сайт www.nanya.ru за предоставленную информацию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *