Методики воспитания ч.6, снова о «надо» и чем его можно заменить

Дети. Воспитание детей. Методики воспитания детей. Методики воспитания ч.6, снова о «надо» и чем его можно заменить

Алексей К.: Не согласен с Вами по поводу «кому это надо»? До 20-25 лет человек бОльшую часть дел делает не потому, что хочет, а именно потому, что приучили и «надо». На моей памяти есть немало случаев, когда ребенок, вырвавшись из-под опеки родителей, делал именно то, что хотел, а не то, что ему было сказано как «надо». Были и смертельные случаи. Вот захотел мальчик 12 лет отроду 6 суток подряд играть в игру по интернет. И поиграл. Умер от истощения организма. А мама его так и объяснила «мы ему ничего не запрещали, ни к чему не призывали…», а потом вот так сели и задумались, а стоили ли эти 12 лет сомнительной «свободы личности» жизни ребенка.

Конечно, Вы посчитаете этот случай клиническим, мол это отклонение у ребенка было. Отнюдь. Вы наверняка приведете такой пример: Канадские ученые-педиатры проанализировали, что у ребенка 4-10 лет время устойчивого внимания приблизительно 15-20 минут. После этого оно должно переключиться на другой предмет, другую игру, другое занятие. И будете на его основании утверждать, что нормальный ребенок не будет сидеть и играть в игры больше, чем полчаса. Но тут Вы ошибаетесь. Современные игры (да и телевидение) позволяют не оставляя игры переключать внимание с одного действия на другое, третье и так до бесконечности. И если у увлекающегося ребенка вовремя не срабатывает сигнал «надо поесть», «надо отдохнуть», «надо почитать книгу» то нужно ему это внушать.

Гера: вы меня с кем-то путаете 🙂 Подобные примеры мне даже в голову не придут! И тезис «ничего не запрещать, ни к чему не призывать» я также НЕ декларировала. Вам нравится придумывать про меня небылицы?
Дело не в современных играх и телевидении, а в изначальном отношении родителей ко всему этому. Если для взрослых телевизор в доме лучшее времяпрепровождение, то внушать в это время ребенку делать уроки… Тут даже комментировать нечего. Вы явно не по адресу сей пример привели.

Алексей К.: В свое время я очень не хотел «учиться на пять», не внушала опасений и угроза, что потом придется и «родину тоже на пять защищать». Но родители настояли на том, что «надо». Отчаянно хотелось летом отдыхать, но надо было готовиться к экзаменам. Кому надо? Родители говорили, что мне, хотя я этого не понимал и только благодаря их железной воле я получил диплом, а потом благодаря из их же «надо» доучился и получил красный диплом специалиста. На тот момент, когда я его получал мои знакомые надо мной смеялись (я и поддерживал), мол «оно надо тебе?». Но родители говорили «надо», хотя на тот момент дипломированные специалисты получали меньше торговки на базаре. А сейчас я им благодарен, потому, что именно благодаря тем навыкам, которые я получил в школе, а затем и в ВУЗе я смог выполнять ту работу, которую я сейчас выполняю, кормя семью. Именно благодаря своему красному диплому я смог добиться в жизни того положения, которого добился, именно благодаря «надо» моих родителей я не стал серым неудачником, пеняющим на превратности жестокой судьбы, которая людей без образования и навыков очень жестоко научила тому, что если тебе человек с опытом говорит, что это НАДО сделать, то это делать надо, потому, что это не «навязывание чужой воли», а деление опытом.

Гера: Я за рада за Вас и ваших родителей, совершенно искренне! Замечательно, когда все так складывается. Не пойму только, почему вас смущает СРАЗУ назвать невнятное надо — «делюсь опытом»?
По поводу серых неудачников… — мне знакомы много людей именно с ВЫСШИМ образованием, которые пеняют на превратности жестокой судьбы (вот, не могу найти работу по специальности, мало платят и т.д.). Так что корни этого, на мой взгляд, не в образовании. Просто человек или находит причину, чтобы пожаловаться на судьбу, или упорно делает свою жизнь лучше, ищет, добивается. И, кстати, учиться никогда не поздно :), и красные дипломы получать.

Алексей К.: Я не надеюсь на ответ на мое письмо, тем более в Вашей рассылке, но надеюсь, что это даст повод Вам задуматься над тем, к чему Вы призываете других родителей. Подумайте еще над собственной ответственностью перед теми людьми, которые еще в жизни не раз пострадают от того, что им вовремя не сказали «надо»… С надеждой на понимание.

Гера: Почему не надеетесь на ответ? Неужто из моих рассылок создалось впечатление, что я укрываю критику? 🙂
Мысль вашу никак не возьму в толк, к чему я там призываю? (уже в призывники меня записали :)) Ответственность, самостоятельность, самодостаточность… от этого можно ПОСТРАДАТЬ, если вовремя не сказать такому «надо»? Отчего и у вас такой стереотип, что самостоятельная Личность не сможет выделить дельный совет (т.е. чье-то надо) над своими амбициями? Почему самостоятельность вы равняете с непослушанием (если о детях) и с ничегонеделанием (если о взрослых)? Для меня все это очевидно разные понятия.

Спасибо за ваши переживания, Алексей, что кто-то может пострадать, когда я не говорю «надо». Только почему вы решили, что я так поступаю всегда? Вы не допускаете, что вместо сухого надо я умею каждый раз озвучивать нужный в конкретной ситуации смысл? Не стоит, право, переживать — я очень разумная мама, без ложной скромности говорю 😉 Если уж я Вам, чужому человеку так долго объясняю свою позицию, то уж с близкими.., как вы думаете, я молчу? :))) И говорю, и показываю личным примером.

One comment

  • Мальва

    Есть притча в изложении Ошо (Свобода. Одиночество. (4))
    Упрямый малыш
    Мать пришла в большой магазин и отвела сына в отдел игрушек. Увидев гигантскую лошадку-качалку, он взобрался на неё и катался целый час.
    — Ну, слезай, сынок, — взмолилась мать, — я должна идти домой, чтобы приготовить ужин твоему отцу.
    Но малыш отказался сдвинуться с места, и все её усилия были напрасны. Продавец отдела игрушек тоже попытался уговорить малыша, но не добился никакого успеха. В конце концов, в отчаянии, они позвали психолога магазина. Он потихоньку подошёл к мальчику и прошептал ему на ухо несколько слов, и тотчас же тот спрыгнул с лошадки и подбежал к матери.
    — Как вам это удалось? — спросила поражённая мать. — Что вы ему сказали?
    После некоторого колебания психолог ответил:
    — Вот всё, что я ему сказал: ‘Если ты сейчас же не спрыгнешь с этой лошадки-качалки, сынок, я вышибу из тебя мозги!’

    Люди рано или поздно узнают, что работает страх, что работает авторитет, что работает власть. А дети так беспомощны и так зависимы от родителей, что вы можете их испугать. И это становится вашей техникой, чтобы их эксплуатировать и угнетать, и им некуда от вас деваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *