Как научить маленького ребенка избегать бытовых опасностей

Запреты для самых маленьких

Как только ребенок научился ходить, он начинает перемещаться по своим маршрутам и старается удалиться от родителей. Он обращается с предметами с ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить, делая для себя все новые и новые открытия в познании окружающего мира. Как объяснить ему, что можно и нельзя? В возрасте от года и старше такой вопрос для родителей один из самых трудных.

«Воспитывать ребенка надо тогда, когда малыш лежит поперек кровати, а не вдоль» — гласит старая народная мудрость. И в данном случае это мысль как нельзя кстати. Поделюсь своим опытом.

Возможно, мне мой материнский инстинкт подсказал, или черта характера — жажда постоянного общения, но я разговаривала со своим сыночком с первых дней жизни. Нет, не сюсюкала, а именно разговаривала. Обо всем, что его и меня окружало. Пока он был совсем крошкой, я носила его в люльке-корзине за собой повсюду: сынок внимательно следил за мной своими глазенками и слушал, как я вслух комментировала все действия: «мама идет к окну», «мама кушает», «мама варит кашу» и т.д.

Когда он подрос и уже осознанно двигал ручками (после двух месяцев), я стала учить его полезным действиям: «открываем холодильник, чтобы взять яблоко» (разрешаю держаться за дверцу), «выбрасываем мусор в ведро» (вкладываю помятую бумажку в ручку и разрешаю бросить в урну), «открываем шторы, чтобы было светло» (вкладываю ткань в руку), «убираем игрушки в коробки» (еще сам не может, но каждый вечер это обязательно наблюдает), «убираем крошки со стола» (возит тряпочкой по столу, а крошки с пола аккуратно пальчиками собирает в коробочку и несем вместе в урну) и т.д.

В дальнейшем, когда малыш начал самостоятельно ходить и всем интересоваться, эти «опасные» действия перестали быть для него опасными. Сыну было уже не интересно мусорное ведро — он знает, что туда относят только грязное; он не заглядывает в холодильник просто так — только тогда, когда хочет кушать и просит об этом меня; не дергает шторы, а осторожно открывает. Я думаю, такое поведение ребенка вызвано не только пониманием действия, но еще и выработанной привычкой. Но надо признать, что что моего сына все же не удовлетворяют накопленные познания о «можно» и «нельзя» и и он начинает искать новые «искушения» и делать то, что никто вокруг не делает: все перевернуть, все переставить местами, залезть в самую узкую щель или на самый высокий стул и т.д. Конечно, все это проблемы возраста. Но разве нам, родителям, от этого легче?

Одним из способов моих запретов — это имитация негативного последствия. Покажу на примерах:
— нельзя подходить и трогать печь (также чайник и кастрюли) — подносим руку к печи и резко убираем ее с возгласом «Ах, как горячо, как рука болит!»;
— подходим близко к мусорному ведру, наклоняемся к нему и резко отворачиваемся, делаем гримасу «отвращения»: «Фу, как плохо пахнет, фу, как грязно, надо теперь вымыть руки!»;
— стараемся достать до самой высокой полки, залазим (методом малыша) на стул и пытаемся дотянуться до нее рукой, делаем вид, что «рука не достает», потом «нечаянно» падаем: «ой, как больно ножке, ай-яй-яй!»

Такими «имитациями» можно обыграть многие житейские ситуации. Надо заметить, что все это делать надо с очень серьезным видом, т.к. дети быстро почувствуют подвох и могут вообразить, что это Вы так играете и вместо испуга получите в ответ задиристый смех.

Моя свекровь внука отучила от любопытства перед электрошнурами так: как только он подносил к ним руку, она незаметно старалась ущипнуть его за локоток. При этом тоже тянула к шнуру свою руку и также резко одергивала ее, якобы от щипка: «Ой, внучек, здесь ток щиплется, опасно!» и терла «от боли» свой локоть. Такой наглядый пример, да еще с неприятными физическими ощущениями, навсегда (надеюсь) оттолкнул малыша от изучения электричества.

Как альтернативу запретам, я также применяю тактику отвлечения. Моего от чего угодно можно отвлечь новым журналом про автомобили или музыкой с танцами.

«Нет», «Нельзя», «Не трогай»… — эти и другие слова с приставкой «не» чаще всего плохо или совсем не воспринимаются (даже взрослыми!), т.к. заранее несут в себя негативный смысл и отторгаются сознанием. Гораздо действенней называть вещи более конкретно: «опасно», «горячо», «скользко», «острое»… — такие термины оставляют в памяти визуальные образы, помогающие самостоятельно разобраться «а почему так?»

Итак, подведу итог в своем опыте запретов:
— постараться научить правильно пользоваться опасными предметами еще до того момента, когда ребенок этим заинтересуется сам;
— отвлекать в моменты изучения недозволенного, переключать внимание;
— взрослый разыгрывает перед ребенком имитацию негативного последствия поступка;
— вместо слова «нет» описывать негативные поступки и последствия.

А как действуют ЗАПРЕТЫ в Вашей семье? Поделитесь опытом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *