Как научить ребенка быть терпеливым и целеустремленным?

Ольга: «Моему сыну 5 лет. Недавно он изъявил желание заниматься музыкой (скрипкой). Я отвела его в муз.школу, мы нашли ему самую маленькую скрипку у знакомых, с трудом и напрокат. Прошло 3 занятия, и он уже не хочет заниматься, учить ноты. Я пытаюсь ему объяснить, что это труд — научиться красиво играть. Боюсь быть навязчивой и грубой, чтобы не пропала охота. Боюсь обещать что-нибудь, если он будет хорошо заниматься. То же самое со спортом. Занятия таэквон-до стали не в радость после первых шпагатов, разминок. Как быть? Как научить его быть более терпеливым и целеустремленным?»
Julia: Оля, в начале Вашего письма хотелось бы добавить еще одно слово: «только». Тогда получится: «Моему сыну ТОЛЬКО 5 лет». Не всегда взрослые люди уже с высшим образованием могут ответить Вам на все 100%, что им нравится. Многие до сих пор «плывут по течению жизни» в поисках «своего». А у Вас он еще ТАКАЯ кроха! У него еще впереди столько открытий! Мне кажется, что дело тут не в том, что он у Вас нетерпеливый. Просто он сейчас в поисках, в поисках того, что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится, интересно. Приведу пример. В магазине на полке увидели книгу в красивой обложке. Краткое описание Вас устроило и Вы покупаете книгу. Дома пролистав страничку, другую, отложили в сторонку. Что-то нудненько как-то читается, скучно. И где же ВАШЕ терпение? Может там в конце будет самое то? Хотя некоторые, как моя мама, например, дочитают до конца просто из принципа, даже если и не очень нравится.
Теперь, Оля, вернемся к вашему сынуле. Вокруг столько всего нового для него, незнакомого, а поэтому и интересного. Но это поначалу. Это абсолютно нормально, что ему через несколько занятий хочется бросит. Потому что он нетерпеливый? Нет, потому что ему не понравилось. Никогда не знаешь наверняка понравится ли нам что-то новое, что мы еще никогда не делали или нет, пока мы это не попробуем. Правильно? А как же Ваш сын мог знать, что ему занятия музыкой не понравятся? Попробовал, не понравилось, тогда не настаивайте! Все познается в сравнении. Он будет пробовать что-то новое, сравнивать с предыдущим опытом и может наконец-то найдет то, что ему по душе.

ПРЕДЛОЖУ СЛЕДУЮЩЕЕ:

Оля, дайте свободу выбора Вашему ребенку. Конечно, сейчас такое разнообразие кружков, секций и т.д., что просто невозможно записать ребенка во все сразу. Что тогда делать?
Попытайтесь, прежде чем записать своего ребенка в какой-нибудь новый кружок, узнать его получше. Понаблюдайте во что он чаще всего играет, делает наедине с собой (например, в своей комнате), что всегда привлекает его внимание, что он может делать в течении получаса и более. Главное, чтобы это он делал каждый день или чаще чем что-то другое. Вот это и будет Вашей отправной точкой. Ведь совсем не обязательно ждать, пока ребенок сам попросит записать его куда-нибудь. Предложите ему сами попробовать позаниматься тем, что он любит делать, только уже «профессионально». Если он у Вас израсходовал всю бумагу в доме, пытаясь нарисовать машинку, пусть попробует позаниматься в художественной школе.
Перед тем как записать своего сына в какой-нибудь из кружков, проговорите с ним. Спросите, что он ждет от этих занятий, чему он хотел бы научиться. После это дополните, поправьте его, если он не четко представляет себе, что ему предстоит. Объясните, чем он будет заниматься на занятиях, как часто он будет туду ходить и чему его попытаются научить (т.е. каков будет конечный результат, что он должен будет уметь делать). И обязательно не забудьте настроить его на то, что иногда ему нужно будет заниматься не только на занятиях, но и дома. После такой бесседы, Вы будете знать, что Ваш ребенок хочет заниматься в секции не потому что, например, сосед Вася туда ходит, а потому что он хочет чему-то научиться, т.е. у него есть цель.
Узнайте, может ли Ваш ребенок посетить пробное занятие. Обычно это первое занятие и оно бесплатное. Желательно и Вам попресутствовать и посмотреть какая атмосфера царит в классе, нравится ли преподавателю то, что он делает или просто деньги отрабатывает (дети ОЧЕНЬ хорошо это чувствуют). После занятия спросите сына, что ему понравилось и не понравилось. Может заниматься он хочет, только в другой группе, с другим преподавателем и т.д. Это будет зависит от того, что ему не понравилось.
Ребенок может отказаться от занятий просто по тому, что его не устраивает преподаватель. Вы же знаете, что не каждый может преподавать. Объяснить да, но чтобы было интересно каждому—это увольте:) Плюс надо учесть тот факт, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. А если с ним не с одним занимаются, а в секции несколько детей? Тогда может ему просто не хватает внимания.
Как помочь своему ребенку стать более терпеливым? Купите какую-нибудь головоломку для его возраста или предложите ему попробовать сделать что-то новое, что он еще не умеет. Подбадривайте, направляйте, только НЕ ПОМОГАЙТЕ! Возможно причина в том (если конечно Вы абсолютно уверены, что он у Вас нетерпеливый), что Вы всегда рядом и у него нет возможности самому, до чего-то додуматься, что-то сделать. Вы возможно не дождавшись, сами делаете то, что он пытался сделать, но Вы не дали ему достаточно времени на это. Будьте терпеливыми:) Сдерживайте свое желание помочь ему, когда он что-то тыпается сам сделать. Не торопите, не подгоняйте его.
Учите его быть ответственным за свой выбор. Если он отказался играть в кубики, а через 5 секунд, когда вы уже убрали коробку, требует достать их обратно, скажите «Нет». Напомните ему о его отказе. И постарайтесь это делать всегда, когда бы не появился удобный случай. Учите его отвечать за свои слова. Чем чаще он будет оказываться в такой ситуации, тем чаще он будет задумываться о том, что сказать или сделать. Он будет знать, что его слова, выбор, решения Вы уважаете, что Вы к ним прислушиваетесь и, главное, что они влекут за собой последствия.
А навязывать, Оля, Вы правы, не стоит. Кто-то может возразить: «Взрослому виднее». Может и так, но тогда это будет уже ВАШЕ решение, ВАШ выбор. И о какой целеустремленности может идти речь, если всегда есть кто-то, кто укажет, подскажет, навяжет? Ребенок перестанет стремиться к чему-нибудь, желать чего-нибудь, если он будет знать, что все равно выбор будет ВАШ. Конечно в 5-летнем возрасте он ВСЕ за себя еще решать не может, но я имею ввиду то, что он уже может сделать сам: решить, что покушать, что одеть и т.д. Пусть первый раз это займет у него полчаса, зато потом он будет принимать решения, делать выбор быстрее. Он будет более уверенным.

И обещать что-то за то, что он будет хорошо заниматься, я бы тоже не стала. Это в том случае, когда он отказывается заниматься, ему неинтересно, а Вы продолжаете настаивать. Тогда у него будет целью, получить то, что Вы ему пообещали, а удовольствия от того, чем он занимается он получать не будет.

Из моих детских воспоминаний. Захотелось мне бальными танцами заниматься. Мои любящие родители конечно же меня сразу и записала. Через несколько занятий я решила, что хочу на русские народные танцы ходить. Записали. Я и там недолго продержалась и бросила. Потом еще занималась музыкой (фортепьяно), в кружок по вязанию ходила, фигурным катанием занималась, шахматами. Все бросила. Занималась в кружке по резке деревом. Сделала одну картину и помахала ручкой. Это я Вам написала про те кружки, в которые я была записана, а сколько было тех, в которые я хотела записаться!!!!! Вот такой я была «проблематичный» ребенок. А мои родители все мои «капризы» выполняли. А теперь увлечена компьютером. И усидчивость у меня появилась и целеустремленность. А кто бы мог подумать? Ведь тогда курсов по информатике не было. Вот я и скакала от одного увлечения к другому, пока не нашла «свое».

Я уверена, что придет время, и Ваш сын, Оля, найдет себя и свое истинное увлечение. УДАЧИ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *