Проблемы с развитием речи у малыша в детском саду

Светлана: «Этой проблеме я не придавала большого значения или скорее всего не замечала этого из-за нехватки времени. Мне бы очень хотелось узнать Ваши предложения и как правильно поступить в этих ситуациях. У меня 2 вопроса.

Первый: Моему сынишке 2,5 года. Он у меня очень энергичный, но год назад он пошел в детсад. Первое время я ничего не замечала, но когда я стала спрашивать у воспитателей, как он себя ведет? Не капризничает? Не устают ли от него? Воспитатели мне ответили, что они его не видят и не слышат. Он сам по себе играется, сидит очень тихо. Вообщем, сам по себе. Хотя дома он такой же шустрый. Может, что-то не так? Или ему не нравится там (хотя в детсад он идет спокойно, особого недовольства не проявляет)?

Второй: Как я сказала выше, сыну 2,5 года, а он еще не говорит. Т.е. он пытается говорить, но говорит путая слоги и не выговаривая многих букв. Словарный запас у него небольшой и понять его могу только я. Может, нам надо обратиться к логопеду? Или есть еще варианты?»

Очень серьезная тема. Постараюсь разложить «по полочкам» ключи к решению данных проблем, которые, исходя из слов письма, на мой взгляд являются одной проблемой — общительный и подвижный от природы ребенок все больше замыкается в себе под действием различных обстоятельств.

— ребенка стали водить в детсад слишком рано

1,5 года — возраст, на самом деле еще совсем не детсадовский, а ГРУДНОЙ! Очень жаль, что совсем немногие мамы соглашаются кормить столь долгое время, а значит находиться с малышом постоянно рядом и воспитывать его в домашних условиях. Понятно, из-за многих причин в последние десятилетия женщины вынуждены выходить из декрета на работу совсем рано, и мне очень жаль, что от этого страдают дети… Ну да мы не об этом.

— возможно, в самом начале «детсадовского» периода, мальчика там сильно обидели и, почувствовав себя слабым и беззащитным, он просто замкнулся в себе;
— «уход в себя» в детсаду может произойти и от того, что дома ребенок был всегда в центре внимания, а тут он один из многих, что маленького человечка совсем не устраивает, или попросту ему не понятно;

Кто-то из детей в группе оказался сильнее как физически, так и морально, а может его обидели, сами того не желая, те же воспитатели — «Здесь нельзя ТАК себя вести, ТАК бегать и делать что хочешь. Нельзя то и это….»

«Почему мне говорит «НЕЛЬЗЯ» и что-то запрещает какая-то тетя, а не мама?»
«Я люблю бегать кругами по комнате и кричать, это весело, почему ТУТ (в детсаду) так нельзя, а дома можно?»
«Почему здесь все эти дети? Они мне не нравятся и я не хочу с ними играть»
«Я хочу домой к маме, потому что я ХОЧУ К МАМЕ!» — это лишь несколько из вероятных мыслей маленького ребенка, еще «не созревшего» для детсада.

— ребенок в детсаду уходит в себя «из протеста»

Малыш уже довольно долго ходит в детсад, где для него «что-то не так», из чего сделал вывод — так будет всегда. От невозможности изменить ситуацию ребенок не стал ежедневно плакать и возмущаться, а просто замыкается в себе.

— воспитатели не уделяют достаточного внимания ВАШЕМУ ребенку.

Конечно, тихий ребенок, не создающий проблем в детсадовском коллективе, очень «удобен» — он не требует к себе пристального внимания и не провоцирует других детей на «странные», по мнению взрослых :), поступки. Но. Ведь это же ВАШ РЕБЕНОК. То, что он где-то «удобен», а на самом деле это совсем не так — его настоящая природа в подвижности и любознательности, конечно, должно насторожить.

Чем, в идеале, должен быть детсад? Местом, где Вашему ребенку будут предоставлены все условия для развития. В Вашем случае — это площадки и зал со спортивными снарадями, место с обилием игрушек для игр должны, в теории, как раз удовлетворять потребности шустрого мальчика. Однако это не происходит.
Вот один из моих советов: Попросите воспитателя детсада находиться, разговаривать с Вашим ребенком, т.е. присоединяться к нему в его самостоятельных играх (именно в ЕГО играх, повторять за ним его действия), или аккуратно предлагая новые, не вынуждая при этом играть вместе с другими детьми. Чтобы малыш понял, что «этой тете» он тоже интересен и она принимает его таким, как есть. «Тетя»-воспитатель любит с ним поговорить, даже если он ничего еще не может (или не хочет) отвечать.
(вот написала и рассуждаю сама с собой, что совет «непрактичный» — откуда у воспитателя время на одного ребенка, когда надо следить за всей группой?)

Отсюда и задержка с развитием речи. К логопеду, конечно, идти еще очень рано, тем более что проблема тут больше психологическая — НЕДОСТАТОЧНОСТЬ или даже ОТСУТСТВИЕ полноценного общения. В детском саду на мальчика почти не обращают внимания, а дома его тоже мало — вечером ребенку хочется побольше побегать- попрыгать, т.е. выплеснуть накопившуюся за день энергию, наконец-то стать собой! По-настоящему поговорить малышу получается только в редкие минуты общения с мамочкой (как вы пишите: «…понять его могу только я…»).
И тут совет может быть только один, находясь вместе все время о чем-нибудь говорите с ребенком. Даже обсуждение взрослых дел в присутствии сына будет очень полезным — такой «пассивный» разговор будет обогощать словарный запас малыша. Просите ваших взрослых друзей говорить не только с Вами, но и с ребенком (по телефону в том числе). Делайте вид, что «у Вас много дел», когда надо ответить «Алло» или на звонок в дверь спросить «кто там?» — пусть сын почувствует необходимость слов даже в таких обыденных ситуациях, и еще свою значительность — «со мной уже говорят по телефону!!! а если я буду молчать, то ничего не получится»
Как можно реже отправляйте играть мальчика в детскую комнату одного — напротив, зовите его к себе по любому поводу, просите помочь по хозяйству: «я стираю, а ты разложи белье по цветам, пожалуйста», «я чищу картошку, а ты вымой зеленые яблоки в тазике» и т.д.

Итак, что же можно посоветовать Светлане, автору письма?

Если невозможно ребенку воспитываться в домашних условиях, то может сократить прибывание в детсаду только до 3-4 часов в день?
Поменять группу или даже детсад (т.е. воспитателей) с другой методикой воспитания?
Поменять свою работу, наконец, найти возможность для работы дома, чтобы полноценно воспитывать ребенка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *