О домашнем обучении и воспитании

Владимир ЛЕВИ
Беседа с корреспондентом «Московских новостей» Галиной Тумаркиной.

Когда дом станет школой, а школа домом…
о домашнем обучении и воспитании

— Чем, на Ваш взгляд, вызван растущий интерес к домашнему воспитанию и обучению?

Многое накопилось… Рассасывается постепенно тоталитарное постсоветское сознание, не мыслившее ребенка вне заданной государством системы, готовившей из него «винтика» уже с малолетства. Люди все больше сознают, что имеют право на собственный выбор, на альтернативы и варианты в образовании и воспитании своих детей. Массовая школа уже давно обнаруживает свою неадекватность реальным запросам жизни, а во многом и просто вредоносность для детей. Она у нас все та же, советская, только еще хуже и все худшает. Восемьдесят пять процентов выпускников наших школ имеют ослабленное физическое и надорванное психическое здоровье.

И чего ожидать от толп загнанных, голодных школьных учителей, месяцами не получающих даже свою нищенскую зарплату? Дома, правда, тоже у очень и очень многих несладко. У одних бедность материальная, у других бедность интеллектуальная, душевно-духовная, у большинства и то, и другое… Непросвещенные, неумелые и несчастливые родители, либо пропадающие целыми днями на работе, либо занятые так называемым воспитанием, в котором, за редчайшими исключениями, ни шиша не смыслят. Но если в массовой школе все в основном одинаково, то в домах все же более по-разному — так ли, эдак ли… Дома — у кого есть, конечно — компьютер, интернет, телевизор, видеомагнитофон. При умелом целенаправленном пользовании это мощнейшие образовательные средства. Дом теперь место, куда к тебе может входить целый мир, и ты можешь с ним знакомиться, общаться, работать…

— Каково Ваше к отношение к этой проблеме?

— Я сторонник максимального развития домашнего воспитания и обучения, но не отвергаю и школьное, с уточнением: ХОРОШЕЕ школьное. Все, что было и есть лучшего в нашем школьном обучении, должно быть сохранено, приумножено и развито, особенно опыт таких прекрасных высокотворческих педагогов, как Аммонашвили с его безотметочной системой. Возможно множество форм соединения школьного обучения и домашнего — в разных пропорциях, с разными акцентировками.

— Как Вы считаете, каким детям домашнее обучение пойдет на пользу, а кому — во вред?

— «Польза» или «вред» зависят не только и не столько от того, «какие дети», а от того, как именно проводится домашнее обучение, с каким соответствием именно данному ребенку. Всякому, даже самому общительному и легкому в коллективе ребенку я бы пожелал сочетания школьного образования с домашним в пропорции если не фифти-фифти, то не менее 2:1, с пониманием того, что школа может дать ребенку только образование самого общего характера и весьма поверхностное. Школа, даже самая лучшая, вынуждена стричь всех под одну гребенку. При домашнем же обучении только и возможен настоящий личностный, индивидуальный подход, образование именно в том духе и стиле, в том направлении, с тем «золотым ключиком», который наилучшим образом соответствует способностям, интересам и характеру именно вашего ребенка.

Я говорю: индивидуальный образовательный «золотой ключик» ВОЗМОЖЕН, но это не значит, что легко достижим… Моцарт не учился ни в какой школе, его учил только отец; чтобы получился Вольфганг Амадей Моцарт, отцу нужно было быть Леопольдом Моцартом, прекрасным, талантливым музыкантом, великим тружеником. А вот Пушкину его посредственные родители ничего дать не могли (если не считать нянюшку), зато многое дал Лицей, и даже не в смысле образования (учился он там так себе), а в смысле душевного развития и самооткрытия. Лицей дал Пушкину главное и лучшее, что может дать человеку школа: восторг школьной дружбы и побуждение к самообразованию.

— Вероятно, какому-нибудь неординарному ребенку только такое домашнее обучение и показано?

— Ну почему только неординарному. И смотря в каком смысле… Неординарность бывает разная. Есть, например, много детей, в том числе и очень способных, даже гениальных, с трудностями общения, с некоммуникабельностью или дискоммуникабельностью. Некоторым из них любой школьный коллектив противопоказан, будут заранее обречены на положение травимых изгоев или же сами внесут дисгармонии и разрушения, будут невыносимы. Другим для развития навыков общения коллектив очень желателен, но коллектив далеко не всякий, а принимающий и понимающий, с неагрессивными, доброжелательными детьми и умными, тонкими, умеющими индивидуально подходить педагогами. Поди таких поищи…

— С другой стороны, у домашнего обучения, наверняка, есть и минусы (проблемы социализации детей?)…

— Школьная «социализация» — фикция. Пустое абстрактное слово. На самом же деле все очень конкретно: ребенок, такой ребенок, каков есть — уникальное, своеобычное, никем не знаемое существо — вынужден приспосабливаться к крохотной и зачастую весьма непредставительной части большого Социума — к своему школьному микросоциуму: к классу и его учителям. Что-то вроде омутка в болотистом лесу, где устанавливаются свои маленькие закончики, царят свои маленькие царьки и шныряют свои маленькие, но злые и безжалостные хищники. Довольно замкнутая среда и, говоря мягко, сомнительная по качеству. Среда, где тебе повезет или не повезет, и последнее гораздо вероятней. Среда, где тебе насильственно набивают голову бессмысленной чепухой, которая тебе никогда не пригодится, а самых нужных знаний и умений не прививают. Среда, где тебя могут ни за что ни про что презирать, ненавидеть, отталкивать, шпынять, травить, издеваться, бить, наносить физические и душевные травмы. Среда жутко опасная, куда легко проникают всякие садисты и психопаты, насильники, извращенцы, где пасется коварная наркомафия, приобщающая тебя к зелью в школьных туалетах — родители это проконтролировать не в состоянии, ты беззащитен и одинок в этих хищных джунглях… Среда, где тебя не понимают, не поймут, и понимать не хотят. И в ней проходит 10- 12 лучших, нежнейших, восприимчивейших лет твоей жизни…
Такой «социализации» я и врагу не пожелаю. И главное — школа вовсе не та «ложка, по которой можно узнать о содержимом котла». Потом жизнь выпихивает тебя вон, как котенка, вышибает в совершенно другие, неизвестные тебе слои общества, в непознанные множественные миры Большого Социума. Одна армия чего стоит…Что ты несешь туда с собой? Свои школьные травмы и комплексы. Свою недообразованность, недограмотность. Свое незнание и непонимание людей. Свой наивный эгоцентризм. Свою неуверенность, свои страхи. Свои несбыточные мечтания и иллюзии. Свою чушь в голове. Свою беззащитность…

Да, детский сад и школа, хочешь-не хочешь, развивают у тебя какие-то частичные, местного значения отношенческие уменьица, а скорее, рефлексики. Да, какой-то первичный иммунитет против некоторых гадостей и жестокостей будущей жизни может наметиться, какие-то защитные (и всегда ограничивающие развитие) механизмики… Но настоящего познания человеческих отношений и общества — огромного, сложного, многообразного социального целого — в школе не происходит и на тысячную долю. Настоящего умения общаться и понимать людей школа не прививает. Выпускник- школьник в массе своей дремуче-наивен, социально дезориентирован и психологически беспомощен; это показывают тысячи писем, получаемых мной и от родителей , и от детей-школьников, моих юных читателей и пациентов…

Для меня самого 10 лет школы была на 95% временем потерь, боли и скуки, временем, вычеркнутым из жизни. Все, чему я там научился, я либо уже сам знал и умел, либо мог бы изучить с хорошими учителями за несколько месяцев и гораздо успешнее.

«Социализовать» ребенка вполне можно вне сада и школы. Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если у вас бывают разные гости, если вы сами ходите в другие дома, если вхожи в разные сообщества — по интересам, по родству душ — если и работа ваша для ребенка открыта — то он будет легко, спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение, как это испокон веков и было в нормальных человеческих семьях со времен незапамятных.

Нужно загодя, пока плод воспитания еще не созрел, думать и думать, по какому социальному коридору, в какой слой и уровень жизни, в какой человеческий мир вы намереваетесь направить судьбу своего ребенка. Ведь и жизнь среди подлых бездушных карьеристов и функционеров, жизнь среди примитивов, хамов, жлобов или среди наркоманов и извращенцев, в злачных тусовках — тоже «социализация», но какая?.. Разные, очень разные миры, разные общества есть внутри общества в нашей стране и по всей земле.

— Что Вы посоветуете родителям, стоящим перед выбором: дом или детский сад, дом или школа?

— Я сам стою сейчас перед таким выбором: моей дочке Маше скоро семь. Она уже показала себя как общительная, довольно легко адаптирующаяся в коллективе девочка, ей нравилось два года ходить в приготовительные классы одной частной школы, где к детям относятся бережно и внимательно, и там она получила кое-что хорошее. В то же время многим занимаемся мы с ней и дома и никогда не заставляем идти в школу «как на работу». Маша сама хочет быть школьницей. Поэтому на сегодняшний день мы с женой выбираем для нее гибкое сочетание домашнего и школьного образования. Пропорцию, удельный вес того и другого будем определять по тому, как пойдет, как покажет себя сама Маша, куда ее будет выводить линия ее собственного развития. Будем учить открыто и всесторонне, не упираясь ни в какие догмы и крайности. Такого же подхода я пожелал бы, понятно, и другим родителям.

И если жизненные обстоятельства заставляют выбирать ТОЛЬКО детский сад, ТОЛЬКО школу, то не просто «сдавать» туда ребенка на произвол злых вихрей судьбы, а активно и смело, с сознанием своих прав, участвовать в детсадской и школьной жизни, следить и подробно знать, что там происходит с ребенком и другими детьми, и не только контролировать, но и творчески и всячески участвовать во внедомашней жизни своих детей — продолжать дом в школу, а школу — в дом.
Когда повсюду и навсегда Дом станет Школой, а Школа Домом — наступит царствие небесное на земле:).

— Какими качествами должен обладать родитель, решивший самостоятельно обучать своего ребенка?

— Большим количеством свободного времени и\или свободных денег. Серьезней: огромным терпением и минимумом иллюзий… А если еще серьезнее, то такой родитель должен прежде всего сам усердно учиться и расти наново вместе с ребенком, учиться видеть и понимать своего, именно своего ребенка и быть одновременно широко ориентированным в реалиях современного общества, в тенденциях и возможностях образования. Не врать ребенку и не врать, главное, себе самому: отдавать себе отчет в том, что когда ты тащишь свою детку в садик или гонишь в школу, отводя взгляд от отчаянно-тоскливых умоляющих глаз, руководит тобою не альтруистическое желание его блага, а вполне объяснимое эгоистическое стремление кому-нибудь чадо спихнуть, а самому делать свои делишки, жить своей жизнью… Почаще заглядывать в обозримое будущее. Стараться прозреть…
Всего светлого!

Владимир Леви ,
психолог, писатель, врач,
автор рассылки: «Мастер жизни: Конкретная психология»

One comment

  • Ekaterina

    Хочу высказать свое мнение по поводу отдавать ли ребенка в школу или детский сад или нет. Моему сыну пока еще 11 месяцев, но я точно знаю, что года в 3 отдам его в детсад, и какие бы доводы мне не приводили своего мнения я не изменю. Никто и ничто не заменит ребенку общения со сверстниками, обучающие игры, приготовления к праздникам и всего того, что может дать садик. Не спорю, что в какой попало детсад отдавать нельзя. Сейчас можно выбрать частный сад, со своей программой воспитания и индивидуального подхода к детям. Т.к. такие садики платные (недешевое удовольствие), то и кого попало туда не примут, поэтому можно быть уверенным, что ребенок не наберется там плохого. В свое время все мы ходили в садик, и почему то нормальными людьми стали, хотя и там всякое бывало, и воспоминания о том времени у меня остались самые радужные, и у моих друзей тоже. Ребенок должен общаться, должен быть самостоятельным. И сад — это первая ступень к этому. Вы ведь не хотите, что бы всю жизнь ваш ребенок был подле вас и во сем от вас зависел. Про школу мое мнение однозначно — она нужна как ничто. Занимайтесь с ребенком дома после уроков, если вы не уверенны, что там дают ему качественное образование. Устраивайте свои уроки, но не лишайте ребенка школы, это ему не на пользу.
    Почему я так уверена на счет школы, да потому, что у меня было три (не один) ярких примера. Два в моем классе, когда два мальчика (в ходе эксперимента) ‘ушли’ на домашнее обучение (до этого они были отличниками). Уж поверьте, родители, и они сами были за успешное его завершение (он начался в 7 классе) и окончание школы за год или два. Но к концу учебного года, ни один экзамен они должным образом не сдали. Еле-еле сдали выпускные экзамены, после того как вернулись в школу. Ни о каком институте речь и не шла, хотя один поступил, но проработал, всю учебу в деканате за диплом. А другой пример, у нас на потоке в институте учился мальчик, которого выучила мама, не отдавая в школу вообще, в институт он поступил сам, но когда началась студенческая жизнь он не зная с какого бока к ней подойти, что уместно сказать в разговоре, а что нет. Он был вообще не приспособлен для самостоятельной жизни. Я уже три года как окончила институт, а он даже не знаю.
    Вот оно домашнее образование — неприспособленность детей к взрослой жизни. То, что творится за стенами дома так отличается от его атмосферы, что дети теряются и теряют тот багаж знаний и умений, что приобрели, обучаясь с вами, они им становятся не нужными и совсем не к чему. Подумайте родители, какой жизни вы хотите для своего ребенка, хотите ли вы, что бы он был как мимоза? Или самостоятельным умеющим за себя постоять человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *