Как пробудить интерес ребенка к самостоятельному чтению

Гера: Что, где, когда и почему — миллионы самых удивительных вопросов волнуют наших детей. Однако, считаю вовсе не обязательным, и даже очень вредным(!) всегда им на них отвечать. Пока взрослые тщательно разжевывают пояснения, стимул к самообучению с каждым днем угасает.. 🙁

Возраст «почемучки» — лучший период, когда убеждение «книга — источник знаний» впитывается малышней как само собой разумеющееся. С чего же начать, чтобы у ребенка появилось искреннее желание читать самостоятельно? Со сказок?
«А, сказку мама на ночь прочтет, или бабушка расскажет.. Не хочу сам читать, НЕ БУДУ!»

Что ж, мы пойдем другим путем 😉

В один погожий денек, рисуя очередную машину и даже не поднимая на меня глаз, Герман выпалил мне неизвестно откуда взявшийся вопрос:
— Мам, а как на Земле атмосфера появилась?
— Ааааааа, эээээээээ, мммммммм — облака… испарения… не уверена..
Сынок, давай возьмем энциклопедию. Так-с, том «Геология».. Смотри, в конце каждого тома есть алфавитный указатель. На какую букву слово «атмосфера»?
— А!
— Точно, теперь ищи здесь «А».. Видишь, как много слов на букву «А»? Поэтому нам, чтобы найти нужное, надо правильно в уме написать все буквы этого слова. Какая буква после А в нашем слове? Да, «Т» — ищи теперь в этом списке слова с первыми буквами «Ат»..

Вскоре нужное было найдено, страница открыта, и любознательный четырехлетний ребенок получил ответ на свой мучительный вопрос. Признаюсь, для меня самой стало открытием, что атмосфера появилась от бурной вулканической деятельности древней Земли. Я это не знала или забыла? (а может, прогуляла тот урок в школе?) 😉

С тех пор энциклопедии — любимые книги моего сына: картинки там красочные, шрифт для детей — читаемый. «Почему желтеют листья, из чего сделаны звезды, почему люди не летают так, как птицы..»

Какие плюсы у обучения чтению по справочной литературе:
— развитие памяти (в том числе запоминание порядка букв в алфавите, хронологии и содержания тем);
— чтобы найти ответ, ребенку невольно приходится правильно выговаривать и запоминать написание сложных слов;
— разгребание «каши в голове» с помощью логической систематизации полученных знаний: про листья мы найдем в ботанике, про звезды узнаем из астрономии..;
— возможность сравнивать тексты из разных книг и делать на их основе СВОИ ответы-выводы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *