Еще раз о повальной безграмотности

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ),
негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации ЦСкА)

Да, именно о тотальной безграмотности хотелось бы поговорить на этот раз. Нет, не о том, о чем вам только что подумалось. Читать и писать сейчас почти все умеют. И это считается «грамотой» и «грамотностью». Поэтому у нас в стране, оказывается, уже «все грамотные»! И, как-то «автоматом» получается, — во всех сферах!!! Если кто не первый, так непременно второй! Такие вот амбиции — на грани фактической недоразвитости. Такое вот «чудесное» воспитание и образование масс! Извините, но если вы только представите, сколько самого необходимого наши люди не знают и просто не понимают, а также не хотят понимать и знать, вы и сами иначе, чем ругательством, не оцените существующее положение вещей.

Но мы сейчас не об этом. Мы имеем в виду повальную безграмотность людей относительно своей ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы. Действительно, хорошо подметил один из наших читателей:
» согласитесь, что это не её вина, и не её мамы и папы, это её трагедия. В этой же трагедии повинны и мы все, ибо мы построили тот мир, который давит на неё и который мы продолжаем поддерживать»

Да, выход подростков в наш взрослый мир — это практически всегда трагедия. Именно трагедией оборачивается для наших взрослеющих детей их взаимодействие со взрослым миром. Начинается этот «бой» за себя и свою индивидуальность в 12-13 лет, в момент активного полового созревания, и продолжается весь период созревания и до момента их капитуляции и вливания во взрослую социальную среду. А у некоторых он продолжается и во взрослой жизни, но, как правило, уже в скрытой форме.

Именно мы, взрослые, виноваты в той боли, которую получают наши дети.
Взрослые виноваты в том, что они не подготовили детей, виноваты в своей собственной безграмотности и попустительстве, черствости и глухоте. Но они, большая их часть, не согласны с этим. Наоборот. Вы, наверное, сами слышите, как в нашем мире принято критиковать «распущенность, наглость и хамство» молодежи? Считается, чуть ли не правилом хорошего тона покритиковать и поругать своих взрослеющих детей и молодое поколение в целом. Со всех сторон только и слышишь: «ужасно ведет себя молодое поколение, а вот в наше время…» Дальше — ни на чем не основанный эмоционально-вербальный поток. Думаем, вы все знакомы с разнообразными вариантами такой критики. Но ведь такая взрослая глупость творится от поколения к поколению тысячелетиями (мы как-то специально проследили по историческим документам последних тысячелетий и обнаружили такую же безответственную взрослую критику молодежи в древних Греции, Египте и Месопотамии). Это уже говорит не об отдельных «больных» обществах, а о какой-то болезни всей этой цивилизации, которая что-то существенное утратила в глубине минувших тысячелетий и не спешит вернуть назад подлинное человеческое достоинство.

Обвиняя молодых людей, идущих в наш взрослый мир, взрослые снимают с себя вину и ответственность. Получается, не они воспитывали своих детей, а неизвестно кто. Так легче и проще. Но ведь, как показывает практика психологических консультаций, нет позитивного даже в случае признания ими своей вины! Они, взрослые, родители, сами становятся беспомощными и руки у них совсем опускаются, как только до них доходит осознание своей вины, что они собственноручно доводят родных своих детей до трагедии (в каждом конкретном случае это можно легко проследить, как в следственном эксперименте!).

Потому что у этих взрослых НЕТ нужных знаний и НИКОГДА их не было.
Вот почему все взрослые — одни от незнания, а другие от безвыходности — детей своих и доверяют, вместе с ответственностью, педагогам (а сейчас еще и психологам) на «воспитание» и «исправление». При этом они даже не пытаются вникнуть в суть происходящих на самом деле процессов. Страшно и все равно непонятно. Интеллекта недостает. Не будем говорить о вещах «глобальных» и «государственных». Приведем лишь маленькие частные примеры.

А знаете ли вы, что среди школьных учителей (а многие из них сейчас получили еще и дополнительное психологическое образование) слишком велик процент женщин с несложившейся личной жизнью? Независимо от образования. У этих «дам», как правило, большие психологические проблемы не только с детьми вообще, но и с собственными детьми, как только они появляются. Печальных цифр приводить не будем, понаблюдайте сами в своем окружении. Вдруг мы ошибаемся и уже все хорошо.

Но наличие психологических проблем у педагогов никого не интересует: ни администрации учебных заведений, ни контролирующие органы, пока не случится нечто из ряда вон выходящее и уголовно-наказуемое. Да и в таком случае подлинные причины трагедий остаются вне поля зрения.

Только психологи, так или иначе, еще понимают, что человека с большими проблемами нельзя пускать к другому человеку, тем более к детям. Но психологов на свете очень мало, и не все из них избавились от своих собственных проблем. Поэтому всех этих проблемных педагогов с распростертыми объятиями принимают на работу в школы и детские садики и допускают к детям, потому что якобы «педагогических кадров в стране не хватает». И вот эти «тетушки», со своим «печальным жизненным опытом» и массой нерешенных проблем, личных и семейных, обрушиваются на наших несчастных взрослеющих деток. Они с усердием и рвением примерных «должностных лиц» сознательно и бессознательно транслируют на наших детей свой негативный жизненный опыт, вместе с обидой и агрессией на мир, на людей, на детей, которые, в этом случае, как правило, сильно раздражают нервных «учительниц». Это простая и распространенная практика, на которую проверяющие инстанции в системе закрывают глаза, будто такого явления в социальной природе людей не существует…

Из рассылки «XXI век: психология людей новой цивилизации» от 16.10.2002 (ЦскА)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *