Новорожденный. Пеленать или не пеленать?

Пеленание

В первые месяцы жизни хаотические движения рук и ног, свойственные этому возрасту, часто мешают малышу заснуть. Поэтому на ночь многие родители применяют тугое пеленание ножек и даже ручек. В остальные периоды бодрствования малютка должен находиться в соответствующей одежде, которая будет не ограничивать его движений, где есть условия для нормального дыхания и кровообращения.

Действительно, многих младенцев «свобода» пугает, отсюда частые просьбы «на ручки». Так хочется защищенности, как в животике у мамы! Эти воспоминания еще долго будут давать о себе знать… По моему опыту, можно обойтись без пеленания как ночью, так и днем, устроив для малыша люльку. Пусть ребенок находится не в манеже, который ему еще очень велик, а в устроенном Вами уютном ложе. Это может быть специальная люлька, а можно ее сделать и из съемной корзины коляски или из того же манежа. Лежащего ребенка со всех сторон, почти вплотную к нему, обложите мягкими на ощупь одеяльцами (фланель, байка), получится что-то вроде кокона 🙂 Моему сыну в младенчестве это очень помогало, т.к. негде было «разгуляться» ручкам и ножкам.

3 комментария

  • Татьяна Андреева

    захотелось отреагировать на реплику о пользе пеленания и Ваш опыт создания люльки.
    Действительно, дрожащие ручки и ножки поначалу пугают малыша и мешают ему заснуть. Оно и понятно, ведь так долго он находился в полости матки, где его движения были ограничены естественными пределами. Именно это обстоятельство обуславливает наличие у каждого человека естественной потребности в пределах, как физических, так и психологических. Эта потребность не всегда осознается, да и из всех психологических школ ей уделяют внимание, главным образом, психоаналитики. Физический аспект этой потребности прекрасно иллюстрирует приведенные вами примеры о преимуществах пеленания в некоторых случаях и о создании уютной люльки для малыша.
    Психологический аспект этой потребности может проявляться как у детей, так и у взрослых. Кому из родителей подрастающих детей не знакомо внешне нелогичное поведение, когда ребенок совершает серию негативных поступков, которые прежде ему были не свойственны. Это поведение приобретает осмысленность, если увидеть за ним поиск пределов: что мне нужно сделать, чтобы родители остановили меня? Взрослые пытаются структуировать свою жизнь с помощью системы моральных принципов или других перечней о том, что можно и чего нельзя. Если потребность в пределах в детстве не была удовлетворена, то во взрослом состоянии могут возникать немалые проблемы. Однако потребность в пределах существует в диалектическом единстве с потребностями в свободе, развитии и т.д. И нельзя удовлетворять только половину этого единства.

    С необходимостью пеленания мы также столкнулись в первые дни жизни. Ручки вздрагивали и пугали моего сынишку. Будучи же в пеленках, он всякий раз стремился высвободить ручонки и ножки. И, благодаря тому, что он родился в жаркое июльское время, постепенно увеличивалась доля суток, когда пеленки были только под ним, но не вокруг его тельца. Недели в две или три мы решили, что пеленать малыша будем только после купания, а недель в пять поняли, что именно эта пеленка, из которой приходится долго выбираться, затрудняет засыпание и стали в этом случае одевать ребенка в нормальную человеческую одежду.
    Теперь, попадая в кроватку после кормления, малыш не столько вздрагивает, сколько потягивается, поднимая ручки и ножки, что в пеленках было довольно сложно.
    Впрочем, потребность в пределах также используется. Мальчик научился спать, будучи накрытым пеленкой, как взрослый человек одеялом. Иногда оказывается полезно прижать края этой пеленки руками, как бы натягивая ее и прижимая ей малыша, чтобы немного ограничить движения засыпающего ребенка, и это помогает ему быстрее успокоиться. Помогает заворачивание в сложенную вдвое пеленку и тогда, когда малыш почему-то не может успокоиться в коляске во время прогулки и его приходится брать на руки.
    В других же случаях я наблюдаю, как предоставление свободы для движений способствует развитию. Очень быстро обнаруживается, что движения приобретают элементы целенаправленности и перестают быть хаотичными.

  • Гера

    Спасибо, Татьяна, за подробное освещение темы, рассмотрение Вами вопроса ‘О пределах’, думаю, заставит многих родителей взглянуть на одну из проблем воспитания по-иному.
    Сейчас, когда моему сыну 1 год и 10 мес., проблема ‘пределов’ в нашей семье стоит очень остро. Мой подросший малыш иногда ведет себя просто невыносимо: специально раскидывает вещи, ломает игрушки, переворачивает посуду с едой и т.д. Все это делается, глядя мне в глаза, после чего сам же и констатирует факт, повторяя меня: ‘маленький хулиган’. Иногда это совсем не смешно, но мне трудно с ним справиться. Он постоянно проверяет меня, мою реакцию на разные поступки. До какой степени можно баловаться, чтобы вывести меня из себя? Почему по барабану стучать можно, а по стеклу нет? Почему из бутылки в стакан можно воду выливать, а из стакана на стол нельзя? Эти и миллион других ‘почему’ волнуют моего сына. А иногда он, очень хорошо зная мои АБСОЛЮТНЫЕ ЗАПРЕТЫ (например, включать газ на плите или дергать электр.шнуры), нарушает их специально, чтобы я поругала его. Ему просто нужны ‘пределы’, он ждет их указаний от меня. Но это, конечно, отдельная тема и мы ее обсудим в будущем.

  • Sergey G

    Как перестал моего пеленать, так сразу стал спать гораздо лучше. Он ворочался, но не просыпался. А когда пеленали — он все равно распеленывался, как бы крепко не связывали (вот силища-то!), но при этом просыпался и плакал, точнее, кряхтел, тогда плакать он еще не умел. Я считаю, что пеленать ребенка можно только на ночь и до возраста, когда он сможет спокойно вертеть головой (на случай, если на живот ляжет — чтоб не задохнулся). А вообще, лучше пеленать на время укачивания, потом ослабить зажим — пусть подышит свободой!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *